Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
юркевич памфил данилович
Энциклопедический словарь
Юрке́вич Памфил Данилович (1826-1874), российский православный философ и богослов. Разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о «сердце» как духовном средоточии человека).
* * *
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович - ЮРКЕ́ВИЧ Памфил Данилович [16 (28) февраля 1827, с. Липлявое Полтавской губ. - 4 (16) октября 1874, Москва], русский философ. Профессор Киевской духовной академии, позднее профессор философии и декан (1869-73) историко-филологического факультета Московского университета. Среди его слушателей был Вл. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич).
Христианско-телеологический идеализм Юркевича развивался в сторону «конкретного» идеализма, в основании которого лежал широко понятый эмпиризм. Юркевич стремился показать «характеристическую черту платонического мышления» («Разум по учению Платона и опыт по учению Канта»): любое подлинное философствование должно начинаться с понятия «идея», т.к. оно выступает исследованием о том, в чем состоит истинное знание. В трактате «Идея» он утверждал, что философия является делом всего человечества, а не отдельного человека. Критикуя материализм, Юркевич отмечал, что духовное начало не может быть выведено из материального, т. к. последнее приобретает формы, знакомые нам из опыта, только во взаимодействием с началом духовным. В своей антропологии исходил из христианского учения о «сердце» как средоточии всей духовной жизни человека. Гносеологические и аксиологические установки Юркевича близки к исходным интуициям более поздних философским течений - философии жизни, экзистенциализма, персонализма. Противопоставление Юркевичем конкретного знания отвлеченному мышлению стало характерным для русской религиозной и экзистенциалистской мысли конца 19 - начала 20 вв.
Большой энциклопедический словарь
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1826-74) - российский религиозный философ. Разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о "сердце" как духовном средоточии человека).
Энциклопедия Кольера
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1827-1874), русский философ. Родился 16 февраля 1827 в с. Липлявое Полтавской губернии. В 1851 окончил Киевскую духовную академию. С 1858 - профессор Академии. С 1861 работал на кафедре философии Московского университета, читал лекции по логике, истории философии, психологии. Одним из учеников Юркевича был Вл.С.Соловьев. Фундамент религиозной метафизики Юркевича составила традиция платонизма, которую он последовательно соотносил с философией Канта. Послекантовская философия, по Юркевичу, не может предать забвению учение Платона о "метафизической и абсолютной истине", поскольку в этом случае философское открытие самого Канта оказывается лишь вариантом скептицизма, "который вообще невозможен в смысле философского принципа". "Истина кантова учения об опыте, - утверждал Юркевич, - возможна только вследствие истины платонова учения о разуме". Философия, по Юркевичу, есть не признающее никаких границ стремление к "целостному миросозерцанию", и в этом отношении "есть дело не человека, а человечества". Поднимаясь на "метафизическую высоту безусловной Божественной идеи", философия "встречается" с верою, "которая в истории науки есть деятель более сильный.., нежели сколько воображает себе исключительная эмпирия". Для Юркевича вера - метафизическая предпосылка познания, причем как научного, так и философского, но "встреча" веры с теоретическим знанием возможна только в сфере философии. В трактовке Юркевича классическое августиновское "верю, чтобы понимать" означало признание необходимости оплодотворения веры, как существеннейшего двигателя познания, философией, необходимость особой "философской веры". Уже этим обстоятельством определяется также необходимость и даже неизбежность религиозной философии. Это убеждение Юркевича в фундаментальном религиозном значении свободной философской мысли было воспринято его учеником, основоположником традиции российской метафизики Владимиром Соловьевым. Умер Юркевич в Москве 4 октября 1874.